таинство МИРОПОМАЗАНИЯ и «О крещении младенцев» (свящ. Даниил Сысоев)

Прежде совершения таинства крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из Святых Православной Церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении чрез крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.

Когда же наступит время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога. Когда же крестят младенца, то отречение от диавола и всех дел его, а равно и Символ веры произносят от его лица восприемники, т. е. крестный отец и крестная мать, которые являются поручителями за веру крещаемого и принимают на себя обязанность научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о том, чтобы он жил по-христиански.

Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от неетаинство МИРОПОМАЗАНИЯ диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своею рукою, а потом освященным елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: «крещается раб Божий» (причем упоминает его имя) «во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь». На крещенного возлагаются белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа.

Сразу же после этого совершается таинство МИРОПОМАЗАНИЯ.

Священник помазывает крещенного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать (т. е. знак) дара Духатаинство МИРОПОМАЗАНИЯ 1 Святого». В это время невидимо подаются крещенному дары Св. Духа при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши — для освящения чувств; грудь — для освящения сердца; руки и ноги — для освящения дел и всего поведения. Троекратное затем хождение священника с новокрещенным и его восприемниками кругом купели есть знак торжества и радости духовной. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещенного делается в знак его посвящения Господу. Некрещеный человек обладает бессмертной душой. Но она пребывает как бы в пассивном состоянии, она не обладает необходимыми для развития степенями свободы.

 Крещение есть Таинство духовного рождения. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам Существует некое поле благодати, куда вводится ребенок. Но важно помнить, что это только семечко, которое посеяно вначале. Оно может прорасти, а может остаться непророщенным, тщетным, если крещаемый будет воспитываться вне Церкви. У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. (Святитель Григорий Богослов).

 В православном катехизисе дается следующее определение :

Миропомáзание (греч. Миро — благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.

Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения.

1. Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в несколько лет.

2. Помазание освященным Миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения.

Несмотря на видимую разделенность этих священнодействий во времени и месте их совершения, между ними существует та же внутренняя органическая связь, что и между двумя частями Таинства Евхаристии: преложением Святых Даров и причащением ими православных христиан.

Цель совершения Таинства. Необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы — «дар Святого Духа». Как сказал в этот день апостол Петр народу, да крестится каждый из вас <…> и получите дар Святаго Духа (Деян. 2; 38). В этом Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» (1 Пет. 2; 9) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа. Благодатью, даруемой в Таинстве Миропомазания, в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему «успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному.

Именно поэтому дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. Это и есть, по слову преподобного Серафима Саровского, то «стяжание Святого Духа», которое и является истинной целью христианской жизни. Данный нам туне Божественный Дух, освящая наши усилия, приносит в нас плод. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание <…> Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5; 22-25). Все Таинства Православной Церкви имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует тем дарам, которые он в них получает. Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в Таинстве Крещения.

* * *

Святое Миро

Святое Миро — благовонный состав из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. Его приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники, которые стали использовать его при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Традиционным местом приготовления Святого Мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (печь и сосуды для мироварения можно увидеть в Крестовой палате, и ныне). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. После упразднения патриаршества при Петре I вторым местом освящения Мира помимо Кремля стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 г. освящение Мира вновь стали совершать только в Москве.

В продолжение ХХ столетия основным местом приготовления Святого Мира был (и остается доныне) Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была утроена специальная печь. А освящение Мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

 # # # О крещении младенцев. # # #

Cвященник Даниил Сысоев.

Яростное солнце московского июля нещадно палило изнывающий от жары Арбат. Легкие ветерки, вовсе не разгоняя духоты, лишь поднимали на брусчатке вихри пыли, напоминавшие благочестивому прохожему о демонах пустынь.И сравнение это оказалось вовсе не пустым.-Натренерованные чувства различили невдалеке нечто похожее на концерт рок-музыки ,которые часто оглашают страшными стенаниями стены нашей многострадальной столицы. Уши христианина были уже готовы привычно отключиться от восприятия такого непотребства, как вдруг они с удивлением расслышали в завываниях «мартовского кота» святейшее Имя Иисусово. «О,Иисус! Твой Новый Иерусалим нас ждет!»-истошно кричали голоса,принадлежавшие,как вскоре выяснил наш герой,пяти вполне прилично одетым юношам и девушкам.Однако,по мере приближения православного к месту событий песня закончилась,а один из певцев обратился к собравшимся с несколько истеричной проповедью о вреде кондового Православия.Христианину ничего не оставалось делать,как помня страшные слова Христа Спасителя:»кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном,того постыдится и Сын человеческий,когда придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами»(Мк.8,38),отложить все свои дела и приступить к защите Тела Христова. Речь у проповедника была том,что истинной веры у православных нет,так как они подменили личную веру обрядами ,например,крестя младенцев.Вот на эту тему и повел свой разговор христианин с собравшимися еретиками.Как часто бывает в споре один перебивал другого,и сектанты по обычаю пытались увести беседу в сторону от темы.Поэтому для удобства восприятия и во избежанием повторений, сведем все выдвинутые различными сторонами аргументы в диалог,где выступления всех иноверцев приведены под одним наименованием «протестанта».

 ПРОТЕСТАНТ (далее П).Вы,православные,не стыдитесь считать себя христианами,хотя прямо нарушаете слова Христа тем,что крестите тех,кто еще не имеет веры.Удивляюсь,как можно обращать людей без их ведома ,насильно заставляя их делаться христианами (хотя здесь вы заблуждаетесь)?

 ХРИСТИАНИН (далее Х).Позвольте поинтересоваться,где,по вашему мнению Господь учит,что нельзя крестить тех,кто еще не имеет личной веры? Прошу вас привести соответствующую цитату из Писания,чтобы мы могли с вами убедится,насколько точно вы передаете смысл слова Божия. П.Легко.»Кто будет веровать и креститься,спасен будет».(Мк.16,16)

Х.Ну давайте дочитаем слова Господни до конца,чтобы не искажать Откровения:»а кто не будет веровать,осужден будет»(Мк.16,16).Однако здесь я не вижу слов ,которые вы приписали Христу:»крестите только тех,кто достиг совершеннолетия и сознательно принял Меня,как личного Спасителя «(кстати ,и этого любимого вами именования Господа мы не найдем в Писании.Там напротив сказано,что»Он же Спаситель Тела»(Еф.5,23),т.е .Церкви,а не личностей по отдельности. Но это к слову).Так что вы приписываете Писанию собственные измышления.Здесь написанно только то,что написанно.-Что для спасения необходимы и вера ,и крещение.Конечно,никакой православный не скажет вам,что человек крещенный в младенчестве и не уверовавший в сознательном возрасте спасется.Если же понимать эти слова так,как их понимаете вы,то получиться,что младенцы обречены на гибель.Ведь они не имеют той сознательной веры,которой от них требуете вы.

 П.Так что же по вашему ,для крещения младенцев вовсе не требуется никакой веры? Так у вас получается настоящая магия.Как же Писание говорит,что «крещение не плотской нечистоты омытие,но обещание Богу доброй совести,спасает воскресением Иисуса Христа»(1 Петр.3,21) ? Какое обещание может дать новорожденный?

 Х.Конечно,и при крещении младенцев требуется вера их восприемников и родителей.По правилам Церкви дети неверующих родителей не могут быть допущенны до этого таинства,ибо они не могут поручиться за то ,что их ребенок будет воспитан в православии,а не уклонится,например,в протестантскую ересь.(Кстати,священник все таки покрестивший такого младенца будет отвечать за него на Страшном Суде,что он бросил святыню псам (Мф.7,6) и думаю,что ему лучше было бы не родиться!) Что же касается этих слов апостола Петра,то я с сожалением должен сказать,что здесь налицо ошибка перевода.Буквально подлинник передается славянским текстом:»спасает крещение,не плотския отложения скверны,но совести благи ВОПРОШЕНИЕ у Бога,воскресением Иисус Христовым»(1 Петр.3,21).И действительно. Если добрую совесть мы можем сами обещать Богу,тогда вовсе не нужен нам сам подвиг Христов.Ведь ,получается,мы сами можем стать праведными! Но апостол Петр здесь как раз и говорит,что крещение спасает нас.А раз спасает,то значит мы нуждаемся в спасении и посему ,конечно,ничего не можем обещать Богу.А если признать такой,более точный перевод ,тогда никакого противоречия с христианской практикой возникнуть не может.Ведь мы можем всегда просить Бога дать благую совесть новокрещенному .Для Вечного возраст не помеха! Но впрочем наш диспут имеет несколько абстрактный характер.Ведь мы с вами еще не условились о главном.-Мы не изложили каждый своего понимания,что же такое крещение.А ведь именно здесь и находится самый корень наших противоречий! Прошу вас,дайте ваше определение крещения.Объясните,зачем оно нужно.

 П. Спасение дается человеку даром, лишь по одной его вере. Крещение же нужно как знак того, что он уже принял Иисуса как личного Спасителя. Вода крещения ничем не отличается от любой другой воды и сама не может ничем помочь тому, кто еще не поверил (по какой бы то ни было причине это не произошло). Сам этот обряд необходим лишь потому, что его установил Иисус. Он является не более чем внешним свидетельством уже совершившегося внутреннего перерождения совершенного одной верой.

Х. Ну что ж, конечно при таком подходе крещение младенцев невозможно. Впрочем и сам этот обряд абсолютно бессмыслен. Ведь вы честно признаете, что ваше купание ничего вам не дает. Только не надо распространять отсутствие опыта ощущения силы Божией в водах Крещения на то, что происходит в Истинной Церкви. Исходя именно из этого опыта, подтверждаемого и Откровением мы исповедуем, что «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.» (Катехизис) Все это определение есть раскрытие слов Господа: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5 к этой заповеди мы еще вернемся) и слов Павла, учащего, «что все (а не только взрослые) мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.»(Рим.6,3-4). Мы также знаем, что в Православном Крещении человек становиться членом Тела Христова (как об этом говорит апостол: «вы Одним Духом крестились в одно Тело»(1 Кор.12,13)) и облекаемся во Христа (Гал.3,27).Благодаря Крещению с человека смываются все грехи (Деян.22,16), в том числе и тот грех, который все унаследовали от Адама. Ведь Павел говорит: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так смерть перешла во ВСЕХ человеков, потому что в нем ВСЕ согрешили» (Рим.5,12), а потому и все нуждаются в очищении и избавлении от закваски древней смерти. И младенцы не составляют здесь исключения, ибо «кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14,1).А раз так. то и они должны облечься во Единого Бессмертного и стать Его членами чтобы спастись. Удивительна ваша самоуверенность. Вы говорите, что человек ничего не может сделать для своего спасения, и одновременно полагаете, что какое-то волевое решение, как например признание Иисуса личным Спасителем тотчас обрушит на вас небо.

П. Но ведь сказано: «Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены ЧЕРЕЗ ВЕРУ, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»(Еф.2,5-9).То есть достаточно одной веры, чтобы получить все эти блага. А вы утверждаете, что нужны какие-то человеческие действия.

Х. Простите, но утверждаете необходимость человеческих, и только человеческих действий, именно вы. Ведь вы считаете, что при крещении все совершает только человек. Он обещает и знаменует свою веру, а для Бога у вас не остается места. Но ведь апостол Петр сказал, что крещение спасает воскресением Христа. А если так, тогда получается, что все-таки здесь не дар Бога, а какие-то свои дела, которыми вы хвалитесь, якобы спасают вас. Нет спасает нас именно благодать Бога, то есть Его нетварная сила действующая чрез православные Таинства, начиная с Крещения. Именно Господь совершает возрождение водою и Духом, священник же только служитель Его, а не самовластный теург. Здесь человек только воспринимает благодать Творца, а раз так,то нет никакой причины не допускать до этого Таинства младенцев. Ведь Сам Христос повелел :»пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царство Божие»(Мк.10,14),и как же дерзают протестанты отгонять от Бога тех, кого Он Сам призвал. Если в том тексте апостола Павла, который вы привели сказано, что мы воскрешены со Христом, будучи мертвыми по преступлениям; то как можно говорить, что для крещения необходимо понимание и сознательное решение. Как мертвец может понять процесс своего воскрешения? Да и вы попытайтесь мне объяснить механизм, при помощи которого мы восседаем со Христом на небесах. Как Бог воскрес из гроба? Как мы возрождаемся от воды и Духа? А если вы не можете сказать, как это произошло, (да и не сможете, ведь Бог Непостижим во всех делах Своих),то по вашей логике вы никогда не сможете достигнуть крещения.

П.Но если Господь сказал, что детей и так есть Царство Божие, то зачем и крестить их?

Х. Бог не говорил, что детей есть Царство, но таковых как дети, то есть таких же незлобивых и чистых.Если признать правильным ваше толкование,то входит ,что крещение не нужно никому.Ведь Христос говорил взрослым, чтобы они подражали детям. А если они могут спастись без Крещения, то тоже могут сделать и все другие. Но это же чушь! О необходимости Крещения для спасения ясно говорил Господь. Но надо сказать, что христианскую практику крещения младенцев можно оправдать и другим способом. Апостол Павел говорит, что в Христе мы «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении»(Кол.2,11-12).Если же Крещение-это нерукотворное обрезание Христово, то как мы можем устранять от него младенцев, тогда когда и в Ветхом Завете человек вступал в завет с Богом чрез обрезание в восьмой день своей жизни (Быт.17,12).Почему во дни Авраама можно было войти в завет с Создателем в младенчестве по вере его родителей, а после пришествия Спасителя такая возможность была потерянна?

П. Ну ведь сказано, что обрезание было отменено и не имеет силы. Раз так, то и крещение младенцев не нужно.

Х. Если следовать вашей логике, нам не нужно Крещение и для взрослых. Ведь мы минуту назад цитировали слова апостола, что Крещение — нерукотворное обрезание. Ваш аргумент построен на известном построении-в огороде бузина, следовательно в Киеве дядька. Так скажите, если вступить в союз с Богом в Новом Завете стало труднее чем в Ветхом, тогда, во-первых, зачем приходил Иисус, а во-вторых где в Писании такое безжалостное решение Бога на передано.

П.Нет вы ответьте ,где в Писании сказано,что надо Крестить детей?

Х.А вы укажите, где сказано, что надо крестить инвалидов, стариков и прочее. Если нет запрета, и специально не сказанно, что нужно из всех народов (Мф.28,19) выделять и лишать благодати именно младенцев, то все эти ваши построения -не более чем извращение Откровения по доводам вашего греховного и падшего разума, который вы пытаетесь сделать советником Богу. А ведь пророк говорит: «Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его?»(Ис.40,13) Но нужно заметить, что внимательный читатель увидит много прямых свидетельств, что апостолы крестили детей. Так апостол Павел крестил весь дом Лидии (Деян.16,15),темничного стража (Деян.16,33) ,а в Коринфе-дом Криспа (Деян.18,8).В первом послании к тем же коринфянам он говорил, что у верующей жены дети были нечисты, а теперь святы (7,14),а освящение ,как говорится в том же послании ,получает человек через Крещение (6,11).Апостол Иоанн пишет детям, «потому что прощены вам грехи ради имени Его «(1 Ин.2,12),а это происходит только при Крещении и следующей за ним Литургии, когда Кровь Иисуса Христа ,Сына Божия, очищает нас от всякого греха (1 Ин.1,7;ср.Деян.22,16).»Я весьма обрадовался,-говорит святой Иоанн о крещенных детях,-что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца»(2 Ин.4).То есть православная практика введения младенцев в общение с Истиной (т.е.Христом) посредством Крещения (ведь,все во Христа Иисуса крестившиеся во Христа облеклись(Гал.3,27)) есть прямая заповедь Отца.Так как же вы ,протестанты,дерзаете отгонять от этого таинства тех,кого призвал Сам Отец.Ведь если Он почел детей достойными этой благодати,то очевидно и мы должны следовать Его воле.Но напоследок я должен заметить,что Писание прямо говорит,что дети достойны крещения. В день Пятидесятницы апостол Петр ясно говорит:»Покайтесь (заметим,что не добавил «все»,ибо дети не могут покаяться),и да крестится КАЖДЫЙ (т.е.без исключения) из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов;и получите дар Святого Духа.Ибо вам принадлежит обетование И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засвидетельствовать православное учение) и всем дальним, кого не призовет Господь Бог наш» (Деян.2,38-39). Итак Бог несомненно повелевает крестить младенцев, по вере их восприемников с тем,чтобы выросши они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то,что дано им по чистому милосердию Создателя.К вам же я обращаюсь с словами апостола Петра:»спасайтесь от рода сего развращенного»(Деян.2,40) иначе Бог осудит вас в День Суда.Ведь противление слову Господа и отпадение от Его Церкви, в котором вы сейчас находитесь есть грех ереси, о котором апостол Павел засвидетельствовал, что творящий его Царства Божия не наследуют (Гал.5,20-21). Совопросники не смогли ничего ответить христианину и ,подобно иудеям, «ушли, много споря между собою»(Деян.28,29).А наш герой направил свои стопы в арбатские переулки, где уже раздавался звон колоколов храма апостола Филиппа, чтобы вознести за вечерней благодарение Господу, мужу брани (Исх.15,3):»Десница Твоя ,Господи, прославилась силою; десница Твоя ,Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя…Введи его и насади его на горе достояния Твоего.»(Исх.15,6-7,17)

Источник: http://apologiya.orthodoxy.ru